Обработка зубчатых колес
1. Конструктивные особенности и технические требования
В механизмах ПТМ и редукторах применяют преимущественно цилиндрические колеса с косыми и прямыми зубьями и реже — конические с прямыми зубьями. Зубчатые колеса по своей конфигурации не относятся к единому классу деталей, и общие для их производства задачи возникают лишь на стадии обработки зубьев. Наиболее распространены зубчатые колеса, базирующиеся в узлах отверстиями, реже применяют валы - шестерни.
Применяемые в крановых механизмах зубчатые колеса выполняют по 8, 9 - й, реже 7 - й степеням кинематической точности и 7 - й степени точности по пятну контакта. Посадочные поверхности зубчатых колес соответствуют 7 - му квалитету. Шероховатость поверхности зубьев и посадочных поверхностей 1,25 мкм. Наружный диаметр обода, ширина ступицы и обода соответствуют 11 —12 - му квалитетам точности при Rz = 20 мкм, причем на рабочем торце ступицы Rz = 1,25 мкм. Допуск радиального биения начальной окружности зубчатого венца относительно посадочной поверхности 0,02 —0,05 мм, допуск торцового биения базового торца 0,05 мм на 100 мм радиуса. Шпоночные пазы обрабатывают по 9 - му квалитету при допуске симметричности относительно оси отверстия 0,02 —0,05 мм.
Для зубчатых колес с отверстием при изготовлении из проката характерна не только повышенная трудоемкость обработки, но и низкий коэффициент использования материала. Поэтому в серийном производстве заготовки для зубчатого колеса диаметром более 100 мм целесообразно получать горячей штамповкой. Однако целесообразность применения горячештампованной заготовки определяется ее конфигурацией (наличием и размерами углублений между ободом и ступицей) и, в частности, возможностью получить в заготовке прошитое отверстие.