Обработка тормозных шкивов
1. Конструктивные особенности и технические требования
Тормозные шкивы служат для передачи момента торможения" на валы механизмов. В зависимости от конкретного назначения конструкция их различна, но основные элементы остаются неизменными и определяют собой технологические задачи изготовления.
Для установки на валу шкив имеет цилиндрическое или коническое посадочное отверстие со шпоночным пазом. Тормозные шкивы присоединяют к зубчатым муфтам, устанавливают на валах без муфт или соединяют с пальцевыми муфтами, для чего в торцовых поверхностях предусмотрены выточки и несколько отверстий,, расположенных по окружности.
Для процесса торможения очень важна уравновешенность шкива. Поэтому с целью устранения несбалансированных масс шкивы обрабатывают полностью, т. е. даже нерабочие поверхности, (внутреннюю поверхность обода, наружную поверхность ступицы и переходную внутреннюю торцовую поверхность). Снизить трудоемкость обработки можно при условии резкого повышения качества литья.
Наружную поверхность тормозного шкива для повышения срока службы подвергают поверхностной закалке на глубину 3 —5 мм до твердости HRC 38...52 и шлифуют с обеспечением шероховатости поверхности 1,25 мкм при обработке по 11 - му квалитету. Посадочное отверстие выполняют по 7 - му квалитету при чистоте поверхности 6 - го класса. Должна быть соблюдена соосность наружной поверхности с посадочным отверстием (радиальное биение не более 0,05 мм), торцовое биение шкива не более 0,02 мм на 100 мм радиуса.
Отверстия в шкивах для соединения с зубчатыми муфтами на чистых болтах обрабатывают по 7 —9 - му квалитетам при высокой точности расположения; отверстия для соединения с пальцевыми муфтами обрабатывают по 11 - му квалитету.
Размерный ряд тормозных шкивов определяется наружным диаметром (200 —300 —400 —500 —600 и 800 мм), а также диаметром расположения отверстий для соединения с зубчатой или пальцевой муфтами.
Тормозные шкивы изготовляют преимущественно из стали 55ЛИ. литьем в песчаную форму, без отверстия. Вся отливка размещается в нижней опоке, вниз полостью, которая образуется одним кольцевым стержнем. Плоскость разъема формы совпадает с торцовой плоскостью шкива. Стальная отливка имеет массивную прибыль, и ее на ряде заводов удаляют на фрезерном станке в заготовительном цехе.